progenes


Понятно о непонятном


Previous Entry Share Next Entry
Страх і ужас
progenes
Поллю ЖЖешечку, щоб не засохла.

Тримайте мене! Я занурилась у просту тему "страх" і переді мною розверзлась бєзодня.

Почалось все з простої розмови з друзями-бразилійцями. З лаконічністю, притаманною тєхнарям компьютерщикам, голова сімейства пояснив: людям властиво боятись. Коли у них нема реальних загроз - вони їх собі вигадують. Ось дивись - взяти, наприклад, мою дружину - ми народили чудову дитину, купили хату, виплатили кредит, отимали постійну високооплачувану роботу, живем в одній в найкращій країні світу, в найкращі часи. В той момент, коли ми все виплатили і все отримали, у неї почались фобії, панічні атаки і нічні кошмари.

Я влізла в наукові дєбрі. Там все складно. Просто декілька фактів.
1. Страх - дуже еволюційно стара і корисна штука. Допомагає виживати.
2. Людству колись страх був в пригоді, особливо в мисливстві.
3. За розвиток і процесинг страху відповідає купа ділянок мозку, зокрема амигдала. У людини до того всього додається ще і емоційна оцінка префронтальним кортексом. Амигдала капут - страху нема. Хвороба Урбаха-Віте, цумбайшпіль.
4. Страху переважно навчаються з досвідом, хоч є купа вроджених компонентів.
5. Людина розрізняє декілька десятків віддтінків страху і має до них мовний еквівалент (страх, тривога, занепокоєння, стурбованність, заклопотанність, схвильованність і т.д.). Дослідники це все класифікували в неврози, фобії, панічні атаки, паранойї і т.д.,
6. Страх можна контролювати медикаментозно або наркотиками, впливаючи на нервові клітини. Не буду загружати термінологією лишній раз.
7. Страх мотивує до роботи, але важливо не переборщити з силою подразника. Див. закон Єркса — Додсона.
8. Страх широко використовується в маніпуляціях народом, починаючи від божого страху, закінчуючи страхом перед глютеном.
9. Глютен-фрі індустрія одна з тих, що найшвидше приростає. Ой, це не про страх, а про торговців ним.
Топ-10: літаки, висота, павуки, смерть, невдачі, інтимність, війна, равлики, клоуни, самотність, майбутнє.

Жирна тема, можна довго копати. По скромним підрахунками роки на два-три для тематичного блогу "Horror and fear".

  • 1
о! як досвідчений страхоман (40 років досвіду життя з ними, любими) буду плескати у долоньки!

ні, це я пожартувала. На таке треба час і натхнення.

простите, без гопоты, наездов и политики - Вы не будете больше на русском писать?

Не знаю даже, что и ответить. Я пишу не по плану, а под настроение. Вот скажу сейчас - "нет, не буду", а мне потом вдруг захочется. Или наоборот - пообещаю, что буду, тогда придется сдерживать обещание. Я люблю оба языка примерно одинаково.

хорошо)) буду дальше ждать))

страх ожидания...

Фiльми жахiв нiколи не вийдуть iз вжитку!

о! про фільми жахів. Як виявляється, є певні закономірності. Кожна епоха народжувала свої кіножахи. Велика депресія народила монстрів, зомбі, франкнштейна і дракулу. А от після другої світової - коли всі так нажахались війною, що вже і налякати толком не можна було, довелось вигадувати нові концепції - мутанти, наприклад.

Да ладно, зомби с вампирами и щас отлично работают

Кажуть, що найкращий радянський фiльм жахiв мав назву "Утрата партбiлєта"... :D
Кожному часу - автентичнi жахи!

О да! Кошмары на улице вязов кядом не стояли.

Равлики - это улитки или слизни? Про улиток никогда не встречал страхов просто.

Равлик = улитка, слимак = слизняк

равлик это улитка. Фобия, видимо, на слизней. Хотя это надо трусишек спрашивать. Я лично видела таких, которые и от обычной улитки шарахаются.

Склизкие насекомые вызывают отвращение скорее, а не страх. Или отвращение это тоже страх?

отвращение это не страх. Но к слизням именно, что фобия, а не отвращение.

еще есть хробачки

піду, намащу глютен холестерином.

диви, який гурман!

АТО!
Кстатє, я вже вдома.

Ухти! Кльово! З поверненням :-)

Глютен без ГМО - корисний, саме як і натуральний холестерин.

Aphenphosmphobia, якщо так зрозуміліше

Фобос и Деймос

Вот же блин.
В транспорте куча бумажек расклеено про террористическую угрозу.
На работе целую инструкцию придумали что делать если какой-нибудь придурок позвонил и грозится устроить терракт. Это просто песня, не знаю кто способен её выполнить: записать точное время и текст угрозы, отметить пол и возраст звонившего, нюансы голоса (десяток критериев) и звукового фона, задать ещё с десяток вопросов, заполнить всё это в специальный бланк.
Мало того что придумали, так ознакомление "под роспись" и регулярно вносят какие-то изменения (и опять ознакомление под роспись).
Это чтобы не расслаблялись и не забывали.
Я вот всё гадаю, когда наконец кто-нибудь додумается что можно ещё и проверку устраивать работникам правильно ли они всё делают.

А что? Всё правильно — чем больше пипл боится, тем меньше думает. ;)

Представила звонок подставного террориста - как, знаете, подставные покупатели бывают ради проверки. И потом начальство проверяет - та-а-ак, там клацанье затворов было на заднем плане, почему в бланк не записано? как это - думал, ложку уронили?

у нас в школе на двери в класс висела бумажка

10 пунктов, на которые стоит обратить внимание, для предотвращения террористического акта:
...
...
10. Наличие на открытых частях тела татуировок на арабском означающих "смерть за веру"

Все должны были изучить арабский или конкретные надписи на арабском? 8-O
Или она там присутствовала? ;)

понятия не имею. примера не было

Хорошая тема.

Нет причин для страха, если,конечно, обладаешь знанием. Вот!

/хорошего вам настроения для желания писать по-русски :)

Но фобии с паническими атаками и неврозами - это ведь как бы не совсем про страх. Страх там - так, одна из составляющих, причём скорей следствие, чем причина.

я где-то писала про причину и следствие?

Фобии это не про страх? Нет? Вот это φόβος в переводе не страх? а πανικός это не ужас при рычании Пана? Ну ок. Не страх, так не страх.

Я не столько про то, что вы пишете, сколько про приведенную вами цитату рассказа вашего приятеля про его жену. Страх - простая и довольно обычная эмоция, вызываемые реальными раздражителями и опасностями. Фобии и прочие кривые состояния - иррациональны и зачастую не связаны с реальностью.

При чём тут этимология? Щас мы тут все медицинские термины до этимологических основ разложим и получим гору ни с чем не связанной фигни, ага. Если у вас не получается адекватно реагировать на нейтральные комментарии - ОК. Я всего лишь говорю о том, что чувак сравнивает явления разного порядка. Те, кому "свойственно бояться", не ПА с фобиями страдать начинают, а с парашютом прыгать. Причина траблов указанной дамы лежит не в привычке к страху. У нее проблемы с психикой.

Я просто и без особенных эмоций реагирую на ваш комментарий, в котором вовсе не указано про приятеля и его жену а есть совершенно конкретный посыл: фобии это не про страх.

Разумеется, многие страхи иррациональны и не связаны с реальностью. Я бы даже сказала, что в основном не связаны.

"Ты только не волнуйся" ©

Равлики в top-10 - несподівано, викликають усмішку. :)
Але ж я відрізнити страх як психичне збочення (фобію) від раціонального страху? Наприклад, страх загубити роботу може буди раціональним чи ірраціональним. Страх війни в Каліфорнії, напевне, ірраціональний, а в Маріуполі, скоріше, раціональний. Це ж зовсім різні речі.

я ж кажу, що матеріалу на гарний блог

Топ 10 в случайном порядке?
Удивляет, что смерть расположилась аж на четвёртом месте.

И не совсем понятно, что там со страхом будущего. Это какая-то конкретная фобия или просто расхожее выражение? Для всего остального есть какие-то триггеры, которых можно избегать, а будущее оно же каждое мгновение подкрадывается и наступает! Снова и снова, и снова...

Тоже улитки удивили. Их-то за что? Такие вкусняшки...

"Амигдала капут - страху нема!" Как прекрасен украинский язык.

  • 1
?

Log in